23 марта в МОБУ СОШ №8 по инициативе городского женсовета прошел круглый стол. Представители родительского комитета школ города, члены городского женсовета и члены Совета старшеклассников встретились чтобы обсудить причины подросткового суицида, подумать о том, как помочь подростку, задумавшему уйти из жизни
На заседании выступили:
1. Гаиткулова Жанна Николаевна – ведущий специалист Отдела Образования, председатель городского женсовета.
2. Валитова Эльвира Венеровна - старший помощник межрайонного прокурора
3. Голубкина Лидия Ивановна – заведующая психиатрическим отделением Мелеузовской ЦРБ
4. Прокудина Ниталья Николаевна - психолог республиканского центра социальной помощи семье, детям и молодежи.
5. Зверев Сергей Владимирович - председатель городского и районного радительского комитета
Почему подростки решаются на столь отчаянный шаг, в том числе и совсем-юные, полные жизни и энергии? Что творится в душе у ребенка? Насколько он должен быть несчастным и одиноким, чтобы решиться свести счеты с жизнью? И что делать родителям, чтобы предотвратить беду? Вопросов больше, чем ответов...
Исследования детей, которые пытались совершить суицид, но остались в живых, показали, чточаще всего причиной суицида являются проблемы в семье, отношения с родителями. Среди других причин были названы конфликты со сверстниками, проблемы неразделенной любви, неизвестность перед будущим, страх привлечения к уголовной ответственности за проступки.
Как правило, суициду предшествует серьезная депрессия, которая развивается на основании следующих проблем:
Одиночество, отсутствие общения со сверстниками или травля и насмешки с их стороны.
- Трудности в обучении, низкая самооценка, плохая успеваемость и регулярные на этом фоне проблемы.
- Негативная оценка своего тела и факторов собственной привлекательности.
- Формирование негативного мироощущения, критическое суждение о жизни и её негативная оценка.
- Девиантное поведение подростка. Более высоким рискам совершения самоубийств подвержены дети, имеющие проблемы с наркотиками, алкоголем. Поскольку подобная зависимость притупляет мышление, искажает жизненные ориентиры и увеличивает риск импульсивных поступков.
- Незрелость характера и личностных качеств. Подростки склонные агрессии и принятию необдуманных решений, а также дети со стойким комплексом неполноценности и потерей смысла жизни значительно более подвержены суициду. Сюда же можно отнести и склонности к внушаемости, подражание стереотипной модели поведения. Например, о том, что «жизнь пуста и лишь великие люди это понимают, уходя молодыми из жизни» или «живи быстро, умри молодым» и тому подобные пустые сентенции.
- Школьные проблемы подростков. Низкая успеваемость, насмешки со стороны сверстников, побои, презрение или игнорирование окружающими приводит к социальной изоляции и при отсутствии поддержки со стороны взрослых приводит к суициду.
Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка или он вас? Вот то-то. А между тем, именно родители – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой? Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить
На первое место среди социально-психологических факторов самоубийств выдвигается семейная дезорганизация. Это: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребёнку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность родителей, телесные наказания ребёнка. Суицидальный характер носит и распад семьи6 разводы родителей, сожительство, заключение повторных браков. Конфликты между родителями, болезнь и смерть родственников, наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.
Существенную роль играет и тип семьи. Каждый из них может по-своему влиять на формирование суицидального поведения. Чаще всего это авторитарные семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи.от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду.
Ещё встречаются проблемные семьи, те, в которых один из членов семьи, а иногда и вся семья ведут преступный образ жизни. Это семьи алкоголиков, наркоманов или те, в которых один из членов семьи болен. В них существует опасность суицида у детей, которые усваивают девиантные формы поведения.
Одним из факторов, оказывающим существенное влияние на формирование суицидального поведения в подростковом возрасте. Является неправильное отношение к ребёнку со стороны родителей.
Ребёнок в семье может выступать в семье в роли «опекаемого» или «отвергаемого». У опекаемых обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми для окружающих, которые практически изолировали их от негативных переживаний, поэтому в любой психотравмирующей ситуации они беспомощны и не могут найти из неё выхода. Другая крайность – это отвергаемые дети. Они постоянно испытывают эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. Наиболее ранимые из них и представляют суицидоопасную группу. Их суицидальное поведение – способ обратить на себя внимание. Отомстить обидчикам.
Хочется еще раз привести цифры из печальной статистики, звучавшей в самом начале нашей встречи: в окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.
Человек должен знать, что его любят, что он кому-то нужен – что он не один в нашем большом мире. И большая ответственность лежит на нас, взрослых: родителях, учителях, просто знакомых и незнакомых людях. Оказаться в такой момент рядом с подростком, дать ему совет, выслушать его, просто заглянуть ему в глаза – это значит спасти его от рокового шага в никуда.
Заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №8 Кутлубаева Г.Х., Панченко Н.А. |