«Адаптация пятиклассников к новым условиям
учёбы»
Возрастные особенности
младшего подростка:
·
потребность в
достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
·
повышенная
утомляемость;
·
стремление обзавестись
верным другом;
·
стремление избежать
изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
·
повышенный интерес к
вопросу о "соотношении сил” в классе;
·
стремление
отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
·
отсутствие авторитета
возраста;
·
отвращение к
необоснованным запретам;
·
восприимчивость к
промахам учителей;
·
переоценка своих
возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
·
отсутствие адаптации к
неудачам;
·
отсутствие адаптации к
положению "худшего”;
·
ярко выраженная
эмоциональность;
·
требовательность к
соответствию слова делу;
·
повышенный интерес к
спорту;
·
увлечение
коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
·
уметь общаться с
одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других,
уметь поддерживать отношения;
·
уметь правильно
распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих
делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
·
стараться учиться,
стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
·
уметь дружить, иметь
постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать
возникающие конфликты;
·
иметь постоянные
обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
·
уметь общаться с
продавцом, врачом и т. д.;
·
уметь предвидеть
последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
·
сформированность
основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного
материала;
·
новообразования
среднего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в
соответствующих возрасту формах);
·
качественно иной,
более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Сравнительная таблица загруженности учеников в
четвёртом и пятом классе:
|
|
4 класс |
5 класс |
8 – 9
предметов |
12 –
14 предметов |
20 –
22 часа |
25 –
27 часов |
1 –
3 учителя |
8 –
10 учителей |
1 —
2 часа |
2
-2,5 часа |
Возникающие проблемы:
·
очень много разных
учителей;
·
непривычное
расписание;
·
много новых кабинетов;
·
новые дети в классе;
·
новый классный
руководитель;
·
проблемы со
старшеклассниками;
·
возросший темп работы;
·
возросший объем работ
в классе и д/з;
·
рассогласованность,
даже противоречивость требований отдельных педагогов;
·
ослабление или
отсутствие контроля;
·
необходимость на
каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
·
темпу, особенностям
речи учителей;
·
несамостоятельность в
работе с текстами;
·
низкий уровень
развития речи;
·
слабое развитие
навыков самостоятельной работы;
·
своеобразие
подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
·
удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
·
ребенок легко
справляется с программой;
·
степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
·
удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
·
Усталый, утомлённый
внешний вид ребёнка.
·
Нежелание ребёнка
делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
·
Стремление отвлечь
взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
·
Нежелания выполнять
домашние задания.
·
Негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
·
Жалобы на те или иные
события, связанные со школой.
·
Беспокойный сон.
·
Трудности утреннего
пробуждения, вялость.
·
Постоянные жалобы на
плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
·
Первое условие
школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те
неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
·
Если вас, что-то
беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и
обсудить это с классным руководителем или психологом.
·
Если в семье произошли
какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод,
отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка
и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
·
Проявляйте интерес к
школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
·
Помогите ребенку
выучить имена новых учителей.
·
Не следует сразу
ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной
школы он привык к вашему контролю.
·
Приучайте его к
самостоятельности постепенно.
·
Обязательное
знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
·
Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
·
Исключение таких мер
наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
·
Учет темперамента
ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные
дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если
чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
·
Предоставление ребенку
самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его
учебной деятельностью.
·
Поощрение ребенка, и
не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
·
Основными помощниками
родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
·
Создавайте условия для
развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно
должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
·
Несмотря на кажущуюся
взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны
родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях
школьной жизни.
·
Для пятиклассника
учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей
могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его
недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
·
Пятикласснику уже не
так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что
там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои
школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.